В сфере бизнеса и финансов солидность и успех демонстрируются любыми способами – в том числе, и с помощью создания продуманного дизайна офиса. Дизайн интерьера банка сможет многое рассказать о нем потенциальным клиентам и партнерам.
Начинать дизайн офиса банка нужно с грамотного оформления фасада: фирменные цвета и логотип являются визитной карточкой такого заведения. Так как первое, что видит клиент, войдя в банк - это открытая зона для обслуживания клиентов, ее помещение должно быть просторным и обязательно вентилируемым и кондиционируемым, чтобы ожидающие не испытывали неприятных ощущений.
Планировка этой зоны выполняется с использованием мобильных или каркасных перегородок, которые нужны для того, чтобы избежать толкотни в очередях. В клиентской зоне должно быть спланировано достаточно функциональных рабочих мест операционистов. Если же у банка много клиентов, и очередей не избежать, дизайнеры стараются создать интерьер для обеспечения клиентам особого психологического комфорта во время ожидания в банке.
Цветовая гамма стен, пола, потолка, перегородок и жалюзи подбирается обязательно с учетом цветового баланса между фирменными цветами банка и оттенками мебели. Цветовая гамма интерьера зачастую контрастирует с оттенками логотипа, визуально его подчеркивая. Кроме того, в банковском интерьере дизайнеры зачастую выбирают цвета, которые умиротворяюще и успокаивающе действуют на людей – например, часто используются оттенки зеленого.
При выборе мебели в банковском офисе главным критерием является ее удобство и качество, что дополнительно подчеркивает солидность банка. Низкие или глубокие диваны в клиентской зоне нежелательны, так как людям (особенно в верхней одежде) неудобно с них вставать.
Кроме обширной клиентской зоны, которая является «лицом» банка, дизайнеры работают и над внутренней зоной для служащих банка и кабинетами руководителей, а также над зоной депозитария, где хранятся документы, деньги и другие ценности. При этом, если рабочая зона для служащих зачастую обустраивается прямо в зале с обособлением помещений с помощью каркасных перегородок, то обустройство «сейфовой» зоны проходит в помещениях с капитальными перегородками.
Оформление рабочих помещений для сотрудников банка преследует психологические цели, так как интерьер должен подсознательно мотивировать людей к работе. Важную роль здесь играют спокойная цветовая гамма интерьера, которая поможет снизить порог усталости сотрудников, хорошая шумоизоляция помещения и эргономичная мебель. Из аксессуаров подойдут комнатные растения, которые расслабляют глаза и поддерживают необходимую влажность в помещении с центральным отоплением. Эффективность работы банковских сотрудников во многом зависит от комфорта пребывания на рабочем месте, а значит, дизайн-проект должен учитывать и такие аспекты как оптимальное освещение, а также проектирование мест отдыха и питания для работников.
Некоторые начальники предпочитают не иметь отдельный кабинет, а следить за работой сотрудников из общего помещения. Стол начальника в таком случае находится напротив мест работников банка, что играет определенную организующую и дисциплинирующую роль. Если же начальник хочет иметь свой персональный кабинет, главной задачей дизайнера является сделать интерьер, который способен «воздействовать» на подсознание VIP–клиентов банка. Стены кабинета зачастую отделываются шпоном ценных пород дерева, что свидетельствует о статусе и респектабельности банковского учреждения. Стиль в интерьере кабинета может быть различный: оформляя кабинет в стиле хай-тек, руководитель заявляет о себе как о целеустремленном и даже «агрессивном» банкире. Кабинет в классическом или староанглийском стиле рождает у клиентов подсознательное ощущение надежности такого банка, ценящего традиции во всем. Таким образом, дизайн кабинета – это отражение конкретной стратегии развития банка и его владельца.
Интересно, что в разных странах к дизайну банковских помещений подходят по-разному. Американские банки обычно проектируются в минималистском стиле из недорогих материалов и мобильных конструкций. Так как в США финансовые вопросы зачастую решаются по телефону, посетителей в банках не так много, и потому интерьер здесь вполне скромный. В европейских странах, наоборот, традиции банковского дела складывались десятилетиями и даже столетиями, поэтому у каждого банка есть свой эксклюзивный интерьер, создаваемый с использованием дорогих материалов, чтобы поддерживать репутацию банка. Российские банки используют различные стили в дизайне банковского офиса, хотя больше в нашей стране прижился традиционный стиль оформления, так как финансовые вопросы решаются исключительно при личной встрече, и дизайн банка является его «лицом».