Архитектура и архитектурное творчество относятся к группе наиболее сложноорганизованных видов человеческой деятельности, которые обладают ярко выраженной консеквентностью и диверсификацией. Применительно к градостроительной отрасли архитектурного творчества следует отметить способность разработанной человеком системы к саморазвитию.
Таким образом, можно отметить, что архитектура, или архитектурное творчество, как один из видов сложноорганизованной деятельности базируется на большом количестве законов диалектической и формальной логики, логистики, естествознания, социологии и экономики, а также на ряде теоретических положений, относящихся к точным наукам. Отдельно следует отметить базовое значение для архитектурного творчества законов эстетики и художественного формообразования.
Естественно предположить, что архитектура как вид наукоемкой деятельности имеет также собственную теоретическую базу в виде законов и закономерностей, выработанных на протяжении более чем двух тысячелетий наиболее видными зодчими и архитекторами.
К этой научной базе можно отнести теорию архитектурного формообразования, теорию архитектурной композиции, теорию архитектурных стилей, теорию расселения и урбанистики и др.
Следует отметить, что архитектурное творчество представляется только коллективным и иным быть не может, поэтому формирование теоретической базы архитектурного и градостроительного проектирования является результатом деятельности всего архитектурного сообщества.
Формирующаяся теоретическая база архитектурного и градостроительного проектирования является в то же время базой теоретической подготовки новых поколений архитекторов. Современная архитектурная практика как никогда ранее отчетливо показывает нам, что обучение должно начинаться с изучения теоретических основ и логики формирования всей цепочки творческого процесса мышления, в которой законы логики, логистики, постановки задач, опыта и т. д. — фундаментальная база будущего творчества.
Творческая деятельность архитектурного сообщества направлена, в конечном счете, на создание сложной и многоуровневой искусственной среды обитания человека, отличающейся высокими эстетическими и художественными качествами, а также рентабельностью экономики.
Следовательно, под эффективностью архитектурного творчества понимается степень удовлетворенности населения уровнем быта, отдыха, производства, коммуникаций. Таким образом, еще более высокими становятся требования к экономической составляющей современной архитектуры и еще раз подчеркивается диверсификационный характер архитектуры и архитектурного творчества.