Развитие купольной архитектуры в VI-VIII вв.

В VI веке в зодчестве на Ближнем Востоке, в Закавказье и в Средиземноморье началось развитие купольной архитектуры, которая определила дальнейшую историю византийского зодчества.

Новая архитектурная концепция выражалась в церковном строительстве. В основе лежали идейные принципы, внедренные в зодчество, которые непосредственно навязывались церковью. Христианская концепция ассоциировала храм с купольным сводом как воплощение мироздания.

Купол, созданный в античную эпоху, стал воплощать небесный свод. Центр храма как будто возносился над прихожанами и возбуждал ощущение чуда. Идея состояла в том, чтобы подавить вошедшего человека в храм, породить преклонение, тем самым укрепить веру. На тот момент средневековые люди должны были мыслить по-христиански.

Установление купольной архитектуры было довольно сложно и долго, а в разных регионах империи отличалась своей индивидуальностью. В раннем строительстве храмов купол еще соединялся с апсидой в восточной части здания (в конце удлиненного нефа). Затем его переместили в центр храма. Таким образом, формировалась центрическая концепция монументального купольного здания. На протяжении VII-VIII веков постепенно развивалась центральнокупольная система была, которую приняли в виде крестово-купольной композиции. Базиликальная тематика в дальнейшем была забыта.

О развитии крестово-купольной композиции свидетельствуют несколько сохранившихся памятников: храм Софии в Фессалонике первой половины XIII века и церковь Климента в Анкаре.

По плану эти храмы уже имеют квадратную форму. Пространство под куполом расширилось и стало центральной частью строения, с трех сторон проходили двухъярусные галереи с хорами.
Однако фасад и общий внешний вид храмов и церквей VIII века оставались без изменений. Это объясняется тем, что в те напряженные времена развитие художественной культуры явно приостановилось.

Аналогичная картина наблюдается в юго-восточных районах Малой Азии. В монументальных храмах VII-VIII вв. купол оставался строго по центру. Постепенно композиция здания начала укорачиваться, приобретая форму куба. Также начали широко выдвигаться апсидальные выступы.

Отправка сообщения